Эссе

   «Дополнительное образование:

  вызовы времени,  новое содержание»

 

Работать - значит творить, а творчество – единственная

 глубокая и реальная радость, которую человек

 может испытывать в этой жизни. 
Винченцо Джоберти.

    Мы живем в счастливое время, у  каждого есть свобода в проявлении своих стремлений: нам дана возможность самим строить свою жизнь. В современном мире человеку легче реализовать задуманное, необходимы   желание, огонь в глазах, немного терпения и веры в то, что все получится.  Именно работая в учреждении  дополнительного образования, применяя открытость, мобильность и гибкость системы, можно реализовать свой творческий потенциал и этим увлечь  детей.

    В детстве у меня была прекрасная  мечта – научиться танцевать. Заметив мой интерес, мама привела меня в кружок, где азы хореографии преподавал замечательный педагог Неупокоева Расима Раисовна. Она стала для меня кумиром, зарождая любовь к движению и к этому удивительному и неповторимому искусству. Мне, как ребенку, очень понравился этот волшебный театр танца, яркие персонажи, зажигательная музыка, и этот мир стал для меня не просто увлечением, а частью моей жизни, потому что ничему другому я ещё никогда не отдавала столько времени и сил! Через несколько лет мое увлечение танцами переросло в любимую профессию - я хореограф, педагог дополнительного образования!

   На сегодняшний день, под моим руководством, Образцовый детский ансамбль «Версия» представляет собой серьезный полноценный  коллектив,  со своими традициями и  своей сложившейся системой работы.  Подготовка к концертам - это  настоящая церемония. Несколько месяцев изнурительных тренировок, оригинальная программа, счастливые лица, и постоянно напряжённая обстановка за кулисами. Проблемы, заботы, суета, волнение и вот: «Мы начинаем!». Заиграла музыка, сердце стучит так, что захватывает  дыхание, и мы начинаем танцевать. Полный зрительный зал, море улыбок, цветы и аплодисменты. Пластичные движения, ритмичная музыка, выразительные эмоции находят  свое воплощение в каждом номере и  потому так тепло воспринимаются зрителями. Все танцевальные композиции являются авторскими работами и имеют свой индивидуальный почерк. Что в наше время встретишь, увы, не у каждого. Сейчас увлечение танцевальным искусством переживает новый всплеск, как способ самовыражения молодежи, и «Версия» - как раз такой коллектив, который идет в ногу со временем, при этом демонстрируя высокий уровень подготовки танцоров.

    Я, как педагог, обязана реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, государства, потому что этому способствуют новые образовательные стандарты: развивать одаренность, сохранять и укреплять здоровье ребенка, учить его творить, сотрудничать, быть успешным в современном обществе. Ничто так ни радует, как встреча с бывшим воспитанником, у которого в жизни всё сложилось удачно: карьера, семья, он стал достойным человеком.   И в этот момент понимаешь, что и ты внёс частичку чего-то прекрасного в судьбу ребенка, и его достижения – это в какой-то мере и твои заслуги.

   В наше время в творческих результатах заинтересованы все участники образовательного процесса – общественность, родители и сами  дети. Каждый концерт, каждая победа  для моих воспитанниц  на конкурсах  - это настоящий праздник. После успешного выступления  у них растет самооценка, появляется стимул заниматься ответственнее, лучше. Занятия танцами учат подрастающего человека  целеустремленности, формируют здоровый образ жизни. Учат взаимовыручки и взаимопомощи, так как в коллективе разные  возрастные категории, и в обязанность старших входит  заботиться о   малышах.

    Сегодняшнее время смело можно назвать  временем инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое возникает в процессе взаимного творчества. Мне очень близки слова Сухомлинского: «Дети должны жить в мире  красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Именно к этому стремлюсь, прилагаю немало сил и отдаю весь свой творческий потенциал. Мне, как педагогу,  хочется через танец и музыку наполнить жизнь ребенка яркими красками, положительными эмоциями, движением – а значит счастьем! Ребенок становится счастливым, когда ощущает, что педагог его любит, а зрители ценят. Дети это чувствуют, и поэтому из коллектива практически никто  не уходит.  Главное, создать из  вновь пришедших,  именно коллектив, которому присуще  дружеские отношения, когда успех каждого - это общий успех! Детки приходят маленькие, порой неуклюжие, смешные, и с упорством и настойчивостью учатся танцевать.  По мнению ряда ученых, от рождения все дети талантливы, но как показывает практика, немногие добиваются успеха и осознания собственной уникальности. Анализируя свой опыт работы, я знаю, что дополнительное образование детей позволяет  обучающимся  приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

   Я тоже не  стою на  месте,  и вношу новые элементы  в  общеобразовательный процесс, проявляю гибкость  и  легкость  не  только  в  танцевальных  композициях, но и освоении новых педагогических технологий: здоровьесберегающих, коммуникативных, игровых, информационных, технологии дифференцированного подхода, учебного  диалога. Рассказать, показать, объяснить – этого недостаточно. Важно  суметь увлечь и вести  за собой каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всём примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в  его душу  и   веру.Важно научить своих воспитанниц  идти трудными дорогами познаний, не  ждать готовых решений, а  искать и находить знания самим. Мне и самой приходится  постоянно  совершенствовать  своё  профессиональное  мастерство: посещать семинары,  практикумы,  проводить  мастер – классы  и  учиться  чему – то новому  у  коллег.

    Я – человек творческий, поэтому  у меня  много интересных идей и  проектов.   Я счастливый педагог -   у меня есть возможность реализовать все свои замыслы, а помогают мне в этом мои любимые дети и   работа!