Информационная карта образовательной программы

 

I Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа образцового детского ансамбля «Версия»

II Направленность

художественная

III Сведения об авторе (составителе)

1.ФИО: Власова Светлана Римовна.

2.Год рождения: 1973

3.Образование: высшее

4.Место работы: МОУДО «ЦДОД г.о.Стрежевой»

5. Должность: педагог дополнительного образования

6.Квалификационная категория: первая

7. Стаж работы: 25 лет

8.Элекронный адрес, контактный телефон:Svetlana.versia@bk.ru

 

 

IV. Сведения о педагогах и иных специалистах, реализующих программу

Власова Светлана Римовна, педагог дополнительного образования.

V. Сведения о программе

1.Срок реализации программы: 4 года

2.Возраст обучающихся: 7-14 лет

3.Тип программы: модифицированная

4.Цель программы - развитие духовно-нравственных качеств обучающихся, их творческих способностей и индивидуальности средствами хореографического искусства.

5.Ведущие формы и методы образовательной деятельности:

Формы

Методы

Занятие (интегрированное, творческое, постановочное, репетиционное, открытое, занятия - тренинги).

Комплексное занятие.

Выступления на различных площадках.

Родительское собрание.

Сотрудничество со спонсорами.

Поездки, экскурсии.

Традиционные мероприятия и праздники.

Отчетный концерт отдела музыкально-эстетического воспитания.

 

Словесные:

рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные: демонстрация видео, фото, компьютерных программ, разнообразных схем.

Практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные.

Игровой.

Проект, самостоятельная проба.

Интернет – технологии.

Музыкального движения.

 Хореокоррекции.

Партерного экзерсиса - упражнения на полу.

8. Формы мониторинга результативности:

Входная, промежуточная, итоговая диагностика и публичные выступления, образовательные события, тестирование, защита проектов, показ авторских хореографических постановок.

9. Результативность реализации программы:

Сохранность контингента обучающихся-96%

Результативное участие в конкурсах различного уровня.

Развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства.

10. Дата утверждения и последней корректировки программы: 25.08.2016г.

11. Рецензенты: Андреева О.И., кандидат педагогических наук, доцент ГБПОУ «Донской педагогический колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Содержание программы

 

раздел

Наименование

страница

I.

«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

стр.5

1.1.

Пояснительная записка

стр.5

1.2.

Цель и задачи программы

стр.7

1.3.

Содержание программы

стр.8

1.4.

Планируемые результаты

стр.23

II.

 «Комплекс организационно-педагогических условий»

стр.26

2.1.

Календарный учебный график

стр.26

2.2.

Условия реализации программы

стр.26

2.3.

Формы аттестации

стр.27

2.4.

Оценочные материалы

стр.27

2.5.

Методические материалы

стр.30

2.6.

Список литературы

стр.32

III.

Приложения

стр.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

               ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

1.1.Пояснительная записка

 

 

  Танец - самобытный вид творчества народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества. В нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношений и поведения людей. Главным выразительным средством здесь является пластика человеческого тела, в которой отражается внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, чувства, мысли.

   Танец  таит  в  себе  огромное  богатство  для успешного  художественного воспитания. Он  сочетает  в  себе  не  только  эмоциональную сторону  искусства, но и приносит  радость,  как  исполнителю,  так  и  зрителю. Систематические занятия хореографией способствуют развитию общей и эстетической культуры обучающихся, развитию танцевальных, музыкальных и творческих способностей. Танец  раскрывает  и  даёт духовные  силы,  воспитывает  художественный  вкус и  любовь  к  прекрасному.

 

              Нормативно-правовая база разработки  образовательной программы

·         Федеральный закон об образовании в Российской федерации  от 29.12.2012г. №273;

·         Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р);

·          Приказ Минобразования РФ от 23.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·         Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8.09.2015г. №613н;

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей»;

·         Письмо МОиН РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

·         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

·         Устав МОУДО «ЦДОД», 2015 г.

 

Направленность общеобразовательной общеразвивающей  программы образцового детского коллектива «Версия» - художественная.

 Программа направлена на:

·      приобщение детей  7–14 лет к основам хореографического искусства;

·      выявление одаренных детей, с целью развития их творческих способностей;

·      формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца;

·      развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;

·      развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

 

Общеобразовательная общеразвивающая  программа является модифицированной, составлена на основе программы «Образцовый ансамбль современного  эстрадного танца  «Импульс», педагога-наставника Неупокоевой Р.Р., специальной методической литературы, собственного педагогического опыта.

Отличительной особенностью данной программы от других программ по хореографии состоит в совокупном применении различных форм и методов организации образовательной деятельности, а также нового направления – современного восточного танца. Обучающиеся получают  дополнительные базовые знания по созданию сценических элементов  костюмов.

Новизна данной общеобразовательной программы заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокоррекции и методики партерного экзерсиса.

Метод музыкального движения (Метод Айседоры Дункан) применяется на начальной стадии усвоения программы, когда дети знакомятся с музыкой, ритмом и, опираясь на свои внутренние эмоциональные ощущения, возникшие при прослушивании музыки. Обучающиеся пытаются выразить свое настроение свободными танцевальными движениями.

Метод хореокоррекции - это метод, позволяющий проводить коррекцию фигуры с помощью физических упражнений, при которых тело приобретает правильную и красивую форму, становится подтянутым. Происходит формирование осанки, профилактика плоскостопия.

Методика партерного экзерсиса – упражнения на полу.

Методика используется с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа

облегчают ему эти задачи.
         Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии, наблюдается повышенная заинтересованность в результатах обучения и  гармоничного развития личности, приобщение к  здоровому образу жизни, общечеловеческим ценностям. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Хореографическое искусство оказывает комплексное влияние на эмоциональную сферу ребѐнка, его физическое развитие, развивает его представления о прекрасном, координацию, музыкальность и артистичность, слуховую, зрительную, моторную память, ассоциативное мышление, побуждает к творчеству,  способствует формированию культуры досуга, благородных манер, осанки, здорового жизненного стиля, таких личностных качеств как коммуникабельность, трудолюбие, усердие, умение добиваться поставленной цели.

 Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело к созданию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей   программы Образцового ансамбля «Версия».

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественной  направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких физических данных, как: подвижность, выносливость, сила, ловкость; на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Образцового детского коллектива «Версия» определена тем, что ориентирует  на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся формируются метапредметные компетенции:  чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Данная программа составлена по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1.      «Стартовый уровень» (1-й год обучения)

2.      «Базовый уровень» (2,3-й год обучения)

3.      «Продвинутый уровень» (4-й год обучения)

После окончания обучения по программе, обучающиеся переходят в ансамблевую группу.

1.2. Цель и задачи программы

 

Цель  программы – развитие духовно-нравственных качеств обучающихся, их творческих способностей и индивидуальности средствами хореографического искусства.

Задачи  программы:

Личностные:

1. Формировать общую культуру личности, способную адаптироваться  в современном обществе, воспитывать умение контролировать свое поведение. Формировать сценическую культуру, развивать художественный вкус;

2. Формировать высокий статус и имидж образцового коллектива через участие в творческих  конкурсах различного уровня; 

3. Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья, эмоционального и психического благополучия детей.

Метапредметные:

1. Развивать творческое  мышление. Обучать  приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооценке, самостоятельному добыванию знаний. Развивать эмоционально целостный и коммуникативный опыт.

2. Формировать  базовые знания, навыки для осуществления самостоятельных проб по созданию элементов костюмов и осуществления постановочной деятельности.

Предметные:

1. Формировать  знания в области хореографического искусства, изучать историю танцевальной культуры;

2.  Приобретать  навыки исполнительского мастерства.

 

       Успешное решение поставленных задач на занятиях по хореографии возможно только при эффективном использовании педагогических принципов, технологий и методов обучения.

Принципы:

·           индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

·           систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

·           наглядности (безукоризненный показ движений педагогом), видеоматериал;

·           сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение  воспитанника к своим действиям);

·           повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков).

                   Технологии: здоровьесберегающие, коммуникативные, игровые, дифференцированного подхода, групповые, арт-технологии, учебного диалога.

Ведущими методами обучения являются: наглядная демонстрация формируемых навыков (качественный практический показ); словесный метод; игровой метод; практический метод; метод аналогий; объяснение методики исполнения движения; демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал); повторение. 

Приемы и методы организации образовательного процесса:

·      словесный (устное изложение, беседа и т. д.);

·      наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);

·      практический (упражнения);

·      объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

·      репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 14 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала  с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 4  года.

Форма занятий -  групповая.

Режим занятий: наполняемость в группе составляет 15 обучающихся. Занятия 1,2 года обучения  проводятся 2 раза в неделю по два часа, 3 и 4 года обучения 3 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного учебного занятия для детей 7-14 лет составляет 45 мин.

Программа  рассчитана  на четыре года обучения:

1 год  обучения -  144  часа в год,

2 год  обучения - 144  часа в год,

3 год  обучения -  216  часов в год,

4  год  обучения  - 216 часов в год.

Структура  программы  предполагает  постепенное  расширение  и  существенное углубление  знаний,  развитие  умений  и  навыков.

 

 

1.3. Содержание программы

 

            Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году обучающиеся овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. Содержание программы выстроено по годам обучения и взаимосвязано между собой. В каждом последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

 

Раздел

Часы

1

Организационное занятие

2

2

Азбука музыкального движения

20

3

Балетная гимнастика

32

4

Современная пластика

40

5

Постановочная и репетиционная работа

50

         Всего:  144  часа.

 

 

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1.1

  Вводное занятие

- правила поведения, построение обучающихся;

 - Т.Б.;

-  П.Б.;

- анкетирование.

 0,30

 

 

 

 

1,30

     2

Анкетирование. Входная диагностика

2.0

Азбука музыкального движения

 

 

20

 

2.1.

- история танца;

0,15

 

1,45

 

2

 

Беседа

2.2.

- мелодия и движения;

0,15

 

1,45

 

2

 

Тестирование

2.3.

-музыкально-пространственные упражнения;

0,15

1,45

2

Тестирование

2.4.

- практические занятия;

1

3

4

Наблюдение

2.5.

-активация и развитие творческих способностей;

0,15

1,45

2

Наблюдение

2.6.

- музыкально – ритмические  движения;

0,15

1,45

2

Промежуточная диагностика

2.7.

- образные движения;

0,15

1,45

2

Наблюдение

2.8.

- музыкальные игры

1

3

4

Наблюдение

3.0.

Балетная гимнастика

 

 

 

 

32

 

3.1.

- постановка корпуса;

0,30

 

3,30

4

Наблюдение

3.2.

- упражнения для стоп;

 

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.3.

- наклоны;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.4.

- перегибы корпуса;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.5.

- упражнение «Корзиночка»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.6.

- упражнение «Бабочка»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.7.

- упражнение «Лягушка»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.8.

- упражнение «Мостик» на коленях;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.9.

- упражнение «Велосипед»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.10.

- «Деревянные и тряпичные куклы»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.11.

- растяжка.

1,15

8,45

10

Наблюдение

4.0.

Современная пластика

 

 

 

 40

 

4.1.

- упражнения для мышц шеи и плеч;

0,30

3,30

4

Наблюдение

4.2.

- прыжки;

0,30

3,30

4

Наблюдение

4.3.

- упражнение « Зайчики»;

0,15

1,45

2

Наблюдение

4.4.

- элементы русской пляски;

0,30

3,30

4

Наблюдение

4.5.

- элементы восточной пластики;

  0,30

3,30

4

Наблюдение

4.6.

- построения и перестроения

   0,30

3,30

4

Исполнение

4.7.

- развивающие упражнения;

1

7

8

Наблюдение

4.8.

- партерный экзерсис;

1,15

8,45

10

Наблюдение.

5.0.

Постановочная и репетиционная работа.

 Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев. Концертная деятельность.

  4

46

 50

Исполнение, наблюдение, взаимоконтроль, самоконтроль, выступление, открытое занятие, промежуточная аттестация, конкурс, отчетный концерт.

         Всего: 144 часа.

 

Содержание

  1. Вводное  занятие.

 Знакомство  и  построение  обучающихся.

 Ознакомление  с  правилами  поведения.  Проведение  инструктажа  по  технике  и пожарной безопасности. Расписание  занятий.

Анкетирование.

 

2. Азбука  музыкального  движения.

История танца.   Мелодия и движение: темп - быстро, медленно, умеренность.  Контрастность музыки: быстрая - медленная, веселая – грустная.

Музыкально-пространственные  упражнения.  Активация и развитие творческих способностей детей: создание несложного музыкального образа; развитие через игру воображения, мышечной, зрительной, эмоциональной памяти (игры: «Лиса и куры», «День и ночь», «Повторяшки»). Музыкально-ритмические движения:  ходьба бодрая и спокойная с поднятием ног на всей стопе и  полупальцах;  шаг с носка

Образные движения: «Балерина», «Идет мишка», «Скачет заяц». Музыкальные игры.

 

3. Балетная гимнастика.

  Постановка  корпуса  сидя на полу. «Стульчик и кресло». «Старики и молодые».

  Упражнения для стоп: одновременное   сокращение стоп «иголки, утюжки»: поочередное  сокращение стоп «Нажимаем на педали»; круговое вращение стоп.

   Наклоны вперед к ногам: «Прищепка»; с хлопком рук. Перегибы корпуса.

   Поочередное поднимание рук и ног: «Лодочка», «Велосипед». Растяжки.

«Мостик»  исполняется из положения: лежа; стоя на коленях. Упражнения: «Бабочка», «Лягушка».

 

4. Современная пластика.

   Упражнения  для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп. Упражнения: «Зайчики», «Деревянные и тряпочные куклы», «Мельница»,  «Стекло», «Скелетик», «Пружинки». Партерный экзерсис. Упражнение для стоп, наклоны корпуса. Упражнение: «Мудрая змея», «Волна», «Самолетик». Музыкальные игры. Основные построения: колонка; шеренга;  цепочка; круг. Упражнения для  пластики. Элементы народной пляски. Элементы восточной пластики. Прыжки.

 

      5. Постановочная и репетиционная работа.

Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев. Концертная деятельность.

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

 

 

Раздел

Часы

1

Организационное занятие

2

2

Азбука музыкального движения

16

3

Балетная гимнастика

22

4

Современная пластика

30

5

Элементы восточной пластики

20

6

Постановочная и репетиционная работа

54

 

Всего:  144 часа.

 

Тема занятий

Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1.0.

Организационное занятие

-  Т.Б., П.Б.; правила поведения. Анкетирование.

0,30

1,30

2

Входная диагностика. Анкетирование.

2.0.

 Азбука музыкального движения

 

 

 

             

16

 

 

2.1.

История танца.

0,15

1,45

2

Беседа

2.2

Активация и развитие творческих способностей.

0,15

1,45

2

Наблюдение

2.3.

Темп, такт, динамика, регистр.

0,15

1,45

2

Наблюдение

2.4.

Практические занятия.

0,30

3,30

4

Наблюдение

2.5.

Музыкальные игры «Потанцуем», «Танц.пауза».

0,30

3,30

4

Наблюдение

3.0.

Балетная гимнастика

 

 

22

 

3.1.

Постановка корпуса.

0,30

3,30

4

Наблюдение

3.2.

 Упражнения для стоп.

0,30

3,30

4

Наблюдение

3.3.

 Положение ног:1,2,3 свободное.

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.4.

Позиция рук 1,2,3 подготовительное.

0,15

1,45

2

Наблюдение

3.5.

 Растяжка.

0,45

5,15

6

Наблюдение

3.6.

 Учимся импровизировать «Ветер  и листья», «Снежинки».

0,30

3,30

4

Взаимоконтроль

4.0.

Современная пластика

 

 

30

 

4.1.

Развивающие упражнения.

0,45

5,15

6

Наблюдение

4.2.

Танцевальный этюды: «Красная шапочка».

0,15

1,45

2

Наблюдение

4.3.

Поскоки на месте и с продвижением.

0,30

3,30

4

Наблюдение

4.4.

 Партерный экзерсис.

1,15

8,45

10

Наблюдение, промежуточная аттестация

4.5.

Танцевальный этюд «Чунга-Чанга».

0,15

1,45

2

Наблюдение

4.6.

Прыжки.

0,30

3,30

4

Наблюдение

5.0.

Элементы восточной пластики

 

          

 

20

 

5.1.

 Упражнение для гибкости рук.

0,15

1,45

2

Наблюдение

5.2.

 Упражнения для плеч ,головы.

0,15

1,45

2

Наблюдение

5.3.

 Упражнение для гибкости позвоночника.

1,15

8,45

10

Наблюдение

5.4.

 Упражнение «Качели».

0,15

1,45

2

Наблюдение

5.5.

 Упражнение «Обруч».

0,15

1,45

2

Наблюдение

5.6.

 Упражнение для кистей рук.

0,15

1,45

2

Наблюдение

6.0.

Постановочная и репетиционная работа. Постановка танцев, отработка  слаженности,  синхронности исполнения танцев. Концертная деятельность.

10

44

54

Исполнение, наблюдение, взаимоконтроль, самоконтроль, выступление, открытое занятие, промежуточная аттестация, конкурс, отчетный концерт.

 

                                                                                                                       

Всего: 144 часа.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 1. Вводное  занятие.

  Знакомство  и  построение  обучающихся. Ознакомление  с  правилами  поведения.

Проведение  инструктажа  по  технике  и  пожарной безопасности. Расписание  занятий.

2.  Азбука  музыкального  движения.

История  танца:

 первые  танцы  древности  были  далеки  от  того,  что  в  наши  дни  называют  этим словом.  Они  имели  совсем  иное  значение.  Разнообразными движениями  и  жестами человек  передавал  свои  впечатления  от  окружающего  мира,  вкладывая  в  них  свое настроение,  свое  душевное  состояние.  Возгласы,  пение,  пантомимная  игра  были взаимосвязаны  с  танцем. Сам  же  танец  всегда,  во  все  времена  был  тесно  связан

с  жизнью  и  бытом  людей.  Поэтому  каждый  танец  отвечает  характеру,  духу  того народа,  у  которого  он  зародился.  С  изменением  социального  строя, условий  жизни  менялись  характер и  тематика  искусства,  изменялся  и  танец.  Своими  корнями  он  глубоко  уходит  в  народное творчество.

Искусство  танца  не  стоит  на  месте,  оно  постоянно  развивается, обновляясь  все  более  сложными  формами. Есть  люди,  чьи   имена  навсегда   останутся  в  истории  мирового  танцевального искусства.

Игорь  Моисеев – советский  балетмейстер,  руководитель  Ансамбля  народного  танца  СССР.  Танец  в  его  постановках  соединял  в  себе  классические  движения,  па, позы  с  элементами  народной  хореографии  и  пантомимы.  Многие  композиции Моисеева  вошли  в  золотой  фонд  классического  наследия  народно-сценической хореографии.

Анна  Павлова – жизнь  ее  принадлежала  целиком  искусству.

Замечательная  актриса,  обладающая  даром  перевоплощения.  Павлова  была на  месте в любой  роли – лирической,  трагедийной, характерной,  комической.

Майя   Плисецкая – содержательность  и  музыкальность,  выразительность и  техническое  совершенство – вот что  характеризует  ее творчество, в  котором верность  традициям  сочетается  с  новаторскими  устремлениями.

Активация и развитие творческих     способностей у детей.

Учимся импровизировать. Темы: «Ветер и листья», «Снежинки».

Метр, такт,  динамика,  регистр:

для  ощущения  темпа  важны  не  все  звуки,  а  лишь  более  сильные(марш–один  звук из  двух:  вальс–один  звук  из  трех). Организованность  музыки  основано  на определенном  чередовании  акцентов–метр.

Звук,  на  который  приходится  ударения,  вместе  с  последующими безударными образует  такт.

Одним  из  свойств  музыкального  звука  - сила,  степень  громкости. Громкая  и тихая  звучность,  их  сопоставления  и  постепенные  переходы  составляют  динамику музыкального  произведения.

Важен  и  регистр,  в  котором  проходит  мелодия.  Низкие  звуки весомее, тяжелее,  верхние -  светлее,  легче.

Темп,    контрастная   музыка,  жанры  музыки:

контрастная  музыка – быстрая-медленная,  веселая-грустная;

три  жанра  музыки – марш,  песня,  танец.

Практические  занятия:

ходьба – учить  идти  энергично,  бодро,  торжественно.  Самостоятельно начинать  движение,  после  вступления.  Добиваться  четкости,  ритмичности,  выразительности движений; марш – знакомить  с  музыкой,  требующей  большой  выразительности движений.  Учить  двигаться  шагом,  высоко  поднимая  ноги в  коленях(в  кругу); змейка – учить  передавать  плавный,  спокойный  характер  музыки, быстро реагировать на  темповые  изменения  ее; хоровод – закреплять  умение  двигаться  в  соответствии со  спокойным,  величавым  характером  музыки; бег -  развивать  навык  двигаться     в соответствии  с  характером  музыки. Добиваться  легкого,  стремительного  бега; прыжки – развивать  умение  передавать  в  движении  четкий  ритм  музыки.  Приучать  энергично  отталкиваться  от  пола  и  правильно  приземляться  во  время  прыжков; шаг  польки – развивать  чувство  ритма,  умение  различать  музыкальные фразы.  Отрабатывать  шаг  польки  и  точно  начинать  движение  с  затакта; поскоки, пружинистый  шаг -  учить  слышать  и  передавать  в  движении  характер  музыки; менять  движения  со  сменой  частей,  динамических  оттенков,  регистров.  Упражнять  в легком, подвижном  поскоке  и  пружинящем  шаге.  Развивать  умение  свободно

переходить от  интенсивного, энергичного движения  к  боле  спокойному и сдержанному; учить  передавать  ритмический  рисунок  мелодии  хлопками  и  шагами. Слышать музыкальную  фразу. Музыкально-пространнственные  упражнения. Музыкальные  игры: «Потанцуем», «Музыкальная пауза».

 

3.Балетная гимнастика.

Постановка корпуса. Упражнения для стоп.

Положение  ног: 1-е свободное положение ног; 2-е свободное положение ног; 3-е свободное положение ног. Позиции  рук: 1,2,3, подготовительная.

Учимся импровизировать. Темы: «Ветер и листья», «Снежинки».

Сидя. Постановка корпуса. Растяжка.

                  4. Современная  пластика.

Изоляция  в  стиле  «модерн - джаз»:

голова (наклоны,  повороты,  полукруг,  круг);

плечи (подъем  одного  или  двух,  поочередно,  вперед-назад,  твист  плеч);

грудная  клетка  (движение  из  стороны  в  сторону,  движение  вперед-назад);

пелвис (бедра) (движения  из  стороны  в  сторону,  движение  вперед-назад,  круг).

Партерный  экзерсис:

Упражнения:

-  на  укрепление  мышц  брюшного  пресса;

-  на  улучшение  гибкости  позвоночника;

-  для  улучшения  подвижности  тазобедренного  сустава  и  эластичности  мышц  бедра;

-  для  развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы;

-  для  развития  выворотности  ног  и  танцевального  шага;

-  лежа на спине;

-  для мышц спины (обеспечивающая  правильную осанку);

-  сидя; положение сидя;

-  для ликвидации прогиба;

-  для развития стопы;

-  развития гибкости;

Развивающие  упражнения:

-  для   равновесия;

-  на  координацию;

-  наклоны,  выпады,  полуприседания;

-  растягивания,  прыжки;

-  «лягушка»,  «корзиночка»,  мостик;

-  полушпагаты,  шпагаты;

-  колесо.

 Танцевальные этюды: «Красная шапочка», «Чунга-Чанга». Прыжки. Поскоки на месте и с продвижением.

 

5. Восточная  пластика.

Подвижность бедер:

- вынос в сторону;

- «Качели» вперед-назад;

- «Качели» вправо-влево;

- «Обруч». Круг по горизонтали.

Руки , плечи, голова:

- вращение кистями рук вовнутрь и наружу;

- «Змейка»;

- плечи. Круг движение назад.

 

6. Постановочная  и  репетиционная  работа.

Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев. Концертная деятельность.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

3 год обучения

 

Раздел

Часы

1

 Вводное  занятие

2

2

Элементы  классического  танца

34

3

Современная  пластика

60

4

Элементы  восточной  пластики

30

5

Постановочная  и  репетиционная  работа

90

Всего:  216  часов.

 

Тема занятий

                  Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1.0.

 Вводное занятие:

- Т.Б., П.Б.;

- правила поведения;

- анкетироваание.

0,30

1,30

2

Входная диагностика. Анкетирование.

2.0.

Элементы классического танца

 

 

34

 

2.1.

-музыкальные  размеры – 4/4, 3/4, 2/4

0,30

3,30

4

Наблюдение

2.2.

-практические занятия;

1,30

4,30

6

Наблюдение

2.3.

-актерское  мастерство, знакомство с видеоматериалом;

0,30

3,30

4

Наблюдение

2.4.

-позиции  ног, позиции  рук;

0,30

3,30

4

Наблюдение

2.5.

-экзерсис на середине зала;

1

7

8

Наблюдение

2.6.

-экзерсис у станка.

1

7

8

Наблюдение.

3.0.

Современная пластика

 

 

60

 

3.1.

- изоляция  в  стиле  «модерн-джаз»:

1

7

8

Наблюдение

3.2.

-развивающие упражнения;

2

14

16

Наблюдение

3.3.

-партерный экзерсис;

2

14

16

Наблюдение

3.4.

-диагональ;

0,30

3,30

4

Наблюдение

3.5.

-танцевальные связки.

2

14

16

Наблюдение.

4.0.

Элементы восточной пластики

 

          

30

 

4.1.

- «Египетские руки»;

0,30

3,30

4

Входная диагностика

4.2.

-упражнения для пластичности рук;

0,30

3,30

4

Наблюдение

4.3.

-упражнения для гибкости позвоночника;

1,30

4,30

6

Наблюдение

4.4.

-упражнения для бедер и грудной клетки;

1

7

8

Наблюдение

4.5.

-танцевальные связки.

1

7

8

Наблюдение. Итоговая диагностика.

5.0.

Постановочная и репетиционная работа.

Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев, создание сценических элементов костюмов. Концертная деятельность.

20

70

90

Исполнение, наблюдение, взаимоконтроль, самоконтроль, выступление, открытое занятие, промежуточная аттестация, конкурс, отчетный концерт, изготовление элементов костюма.

                                                                                                                  Всего: 216часов.

 

 

 

 

 

                                                                                Содержание

1.   Вводное  занятие.

Ознакомление  обучающихся  с  правилами  поведения.  Инструктаж  по

 технике  и  пожарной  безопасности.  Знакомство  обучающихся  с  работой 

на  год.

 

2. Элементы  классического  танца.

музыкальные  размеры – 4/4, 3/4, 2/4

Практические занятия:

Шаг  польки – закреплять  умение  передавать  легкий,  полетный  характер музыки. Отрабатывать  шаг  польки  и  точно  начинать  движение с  затакта;

хоровод – учить  выразительно  двигаться  в  соответствии  с  характером  музыки.  Добиваться  мягких, плавных  движений  рук. Упражнять  в  хороводном  шаге.  Развивать  способность  свободно ориентироваться  в пространстве: легко  и  быстро  перестраиваться из  колонны  парами  в  круг,  расходясь  в  разные  стороны; пружинки – учить  передавать  в  движении  мягкий  танцевальный  характер  музыки. Улучшать  качество  пружинящего  шага,  отходя  назад  и  продвигаясь  вперед; закреплять  умение  передавать  в  движении  легкий,  подвижный  характер  музыки. Слышать  сильную  долю  такта.  Улучшать  движение  пружинящего  шага; вальс – упражнять  обучающихся  в  плавных  движениях  рук,  в  умении  ритмично и  выразительно  действовать с  лентами.  Закреплять умение  самостоятельно  начинать движение  после  вступления,  слышать  и  отмечать  куплеты,  припев  песни.

Актерское  мастерство:

Учить  позу  связывать  с  движением,  с  музыкой,  т. е.  позы  должны быть «говорящими», а  движение  «рассказывающими». Законы  перемещения  в  пространстве  сцены.

Маски.

В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют, создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.

1. Радостная, улыбчивая:

- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

2. Удивление:

- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

3. Испуг:

- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

4. Плач:

- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

5. Кокетство:

- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

6. Ненависть:

- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.

Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.

Эти занятия должны проходить "красной нитью" через весь урок. Допустим, в партерной гимнастике: одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. В станке: ватман тандю - злое, а фондю - застенчивое. Ну а на середине можно пробовать одну и ту же комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.

Живое лицо.

По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца, несущие большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела - инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.

Занятия мышцами лица обогатят исполнительское мастерство ваших детей. Позволят вам перейти к более сложным видам хореографии, такой, например, как сюжетная. Вы сможете показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляниям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не займет у вас много времени, но занятия должны быть регулярными.

Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.

В более старшем возрасте хорошим развитием артистизма является смена партий. Мужской на женскую и наоборот. Это гасит стеснительность, важно в этих этюдах избежать кривляний, добиваться натуральности.

При постоянной и целенаправленной работе вы увидите, как изменятся ваши дети, они станут раскованными, яркими и неповторимыми.

 Знакомство учащихся с видеоматериалом.

  Постановка  корпуса,  опорная  нога,  работающая  нога,  вытягивание  пальцев  ноги: постановка  корпуса  начинается  сначала  по  1  полувыворотной  позиции  ног  лицом к  станку. Кисти  рук  лежат  на  поверхности  палки. Корпус  находится  в  вертикальном положении,  позвоночник  вытянут,  талия  удлинена. Плечи  и  грудная  клетка раскрыты,  лопатки  несколько  оттянуты  вниз  к  пояснице. Голова  прямо.  Бедра  подтянуты вверх, соответственно  подтягивают  коленные  чашечки,  ягодичные  мышцы  собраны. Стопы  расположены  свободно  на  полу,  соприкасаясь  с  ним  тремя  точками:  мизинцем,  пяткой  и  большим  пальцем; опорная  нога  -  это  нога,  на  которую  в  момент  исполнения  движения  приходится  тяжесть  тела;

работающая  нога – нога,  на  которой  находится  в  движении;

вытягивание  пальцев  ноги (носка) -  это  работа  всей  стопы,  когда  при вытянутых пальцах  мышцы  свода  стопы  сокращены,   щиколотка  напряжена.

 Постановка головы:

Движения головы самостоятельно, не приводя  в движение плечи

  и корпус.

Позиции  ног:

В  классическом  танце  пять  позиций  ног – 1,2,3,4,5. Являются  точной  пропорцией, которая  определяет  расположение  выворотных  ног,  их  удаление  или  сближение, когда  тело  находится   в  состоянии  покоя  или  в  движении.  Во  всех  случаях  должно сохраняться  равновесие. На середине зала с невыворотными ногами. У станка развернутыми ногами со всеми требованиями хореографической осанки.

Позиции  рук:

подготовительное  положение  рук – руки  перед корпусом ; форма овала, пальцы почти  соприкасаются, кисть и локоть находятся в одной плоскости .Большой палец направляется в сторону среднего. Локоть не провисает, смотрит в сторону. первая  позиция–из подготовительной сохраняя овал, руки поднимаются на уровень диафрагмы, плоскость рук сохраняется.

третья  позиция–не вовлекая в движение плечи и корпус, руки сохраняя овал,  поднимаются  вверх до тех пор, пока поднятые глаза видят мизинчики, ладони смотрят на пол.  Вторая  позиция–образуется из третьей, руки раскрываются в стороны, они находятся перед собой, локти смотрят  назад, локтевые ямочки вперед, ладони смотрят вперед.  Исходное   положение  рук–закрываем руки в подготовительную позицию, поворачиваем ладони вниз, раскрываем их , мизинчики проходят мимо бедра. При  движении рук в  середине пути  плечи останавливают движение, а предплечье доводит до п. п.

Экзерсис на середине зала:

деми  плие  1,2,3, п. н.;

гранд  плие  1,2,3,  п.н.;

батман  тандю  1,2,3,5  п.н.;

батман  тандю  жете  1 п.н.;

батман  фраппэ  1,3,5  п.н.;

деми ронд  де  жамб  пар  терр  (обратное  направление)  1 п.н.;

пор  де  бра   движение рук по позициям  с остановкой (подготовительное)

и слитно (первое). Согласованное движение рук, головы.

Экзерсис у станка:

батман  фондю  1 п.н.;

гранд  батман  3 п.н.;

девлоппэ (вперед)  3 п.н.;

 

 3.Современная  пластика.

Изоляция  в  стиле  «модерн-джаз»:

голова ( крест,  квадрат,  свинговый  полукруг);

плечи ( шейк  плеч,  крест,  квадрат,  полукруги,  круг,  «восьмерка»);

грудная  клетка  ( подъем  и  опускание,  крест,  квадрат,  полукруги, круги);

пелвис  (крест,  квадрат,  полукруги).

Развивающие  упражнения:

упражнения  на  развитие  гибкости  позвоночника;

элементы  акробатики;

упражнения  на  координацию;

на  растягивание  (в  паре);

растягивание  ( боковой  наклон,  в  стороны, к  центру,  вперед,  скручивание,  назад );

упражнения  на  разработку  ягодичных,  боковых,  бедренных  и  внутренних   мышц (приседания,  плие,  пульсирующие  приседания,  выпад  назад,  шаг  в  сторону  с  приседанием);

разработка   мышц  ног  (приседания  с  прогибанием,  подъем  на  полупальцы);

разновидность  ходьбы,  бега,  прыжков;

махи  ногами.

Партерный  экзерсис:

разработка   брюшного  пресса (вдавливание  поясницы,  основной  наклон); мышц  груди (отжимание);

упражнения  для  развития  гибкости  плечевого  и  поясничного  суставов;

упражнения  на  улучшения  гибкости  позвоночника;

упражнения  для  развития   выворотности ног и  танцевального  шага.

 

4. Элементы  восточной  пластики.

Пластика бедер, «восьмерки»:

-  подьем и подбрасывание бедра вверх;

- опускание и сброс бедра вниз;

- удары одним бедром вперед.

Подвижность бедер:

- «Удары» бедрами вперед и назад;

- «Удары» вправо-влево;

- скручивание.

Руки , плечи , голова:

- «Египетские руки»;

- «Змейка» рук в разных плоскостях;

- «Зундари». Движение головой по-восточному;

- удары плечами вперед. Тряска плечами;

- скольжение верхней частью корпуса.

Пластика бедер, «восьмерка»:

-  круг одним бедром в трех разных плоскостях;

-  «Восьмерка» в трех разных плоскостях.

 

5. Постановочная  и  репетиционная  работа.

Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев, создание сценических элементов костюмов. Концертная деятельность.

 

 

Учебно-тематический план

 4  год обучения.

 

 

Раздел

Часы

1

Организационное  занятие

2

2

Элементы  классического   танца

30

3

Современная  пластика

62

4

Элементы восточной  пластики

32

5

Постановочная  и  репетиционная  работа

90

 

Всего:  216 часов.

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1.0.

Вводное занятие:

- Т.Б., П.Б.;

- правила поведения;

- анкетирование.

0,30

1,30

2

Входная диагностика, анкетирование

2.0.

Элементы классического танца

 

 

30

 

2.1.

-экзерсис на середине зала;

2

14

16

Наблюдение

2.2.

 -экзерсис у станка.

1,45

12,15

14

Наблюдение

3.0.

Современная пластика:

6

14

62

Наблюдение

3.1.

- изоляция в стиле «Джаз-модерн»;

1,15

8,45

 

10

Наблюдение

3.2.

-развивающие упражнения;

2,30

17,30

20

Наблюдение

3.3.

-партерный экзерсис;

1,15

8,45

 

10

Наблюдение

3.4.

-танцевальные связки.

2,30

17,30

22

Наблюдение

4.0.

Элементы восточной пластики

2

30

32

 

4.1.

- упражнения для пластичности рук;

0,30

7,30

8

Наблюдение

4.2.

-упражнения для гибкости позвоночника;

0.30

7,30

8

Наблюдение

4.3.

-упражнения для бедер и грудной клетки;

0,30

7,30

8

Наблюдение

4.4.

-танцевальные связки.

0,30

7,30

8

Наблюдение

5.0.

Постановочная и репетиционная работа.

 Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев, создание сценических элементов костюмов. Концертная деятельность.

 

20

70

90

Исполнение, наблюдение, взаимоконтроль, самоконтроль, выступление, открытое занятие, промежуточная аттестация, конкурс, отчетный концерт, изготовление элементов костюма, выполнение творческих заданий, защита проекта.

 

 

 

Всего: 216 часов.

 

 

 

 

Содержание

    1.Вводное  занятие.

Ознакомление  с правилами  поведения. Инструктаж по  технике и пожарной  безопасности.  Знакомство  обучающихся  с  работой  на  год.

 

2.Элементы  классического  танца.

Экзерсис  на  середине  зала:

Пор де бра – второе,третье

апломб – способность  обладать  устойчивостью  в  танцах.  Стержень  устойчивости – позвоночник;

аттитюд – позы  краузе  или  эфасэ;

шажман  де  пье  5 п.н.;

па  эшаппэ  5 п.н.;

па  ассамбле  5 п.н.

арабеск – одна  из  основных  поз  современного   классического  танца (1,2,3,4 арабеск);

экартэ  (назад, вперед);

па  де  буро;

па  жетэ;

па  балансе;

пор де бра;

вращения.

Экзерсис  у  станка:

батман  тандю (с  переносом тела);
экзерсис  для  батман  фраппэ.

батман  сотеню  5 п.н.;

батман  девлоппэ  5 п.н.;

рон  же  жамб  ан  лер  5 п.н.;

 

3. Современная  пластика.

Изоляция  в  стиле  «джаз-модерн»:

голова  (зундари – крест,  зундари – квадрат, зундари – круг);

плечи  (крест – квадрат,  квадрат – круг,  круг  -«восьмерка»);

грудная  клетка  (крест – квадрат,  квадрат – круг,  полукруги – круг);

пелвис  (подъем  вверх,  шимми,  джелли  ролл,  полукруг  одним бедром).

Развивающие  упражнения:

упражнения   для  рук;

упражнения  для  позвоночника;

разновидность  ходьбы, бега;

упражнения  на  напряжение  и  расслабление;

прыжки;

махи  ногами;

танцевальные  движения;

Партерный  экзерсис:

упражнения:

-   для  стоп;

-  для  укрепления  мышц  брюшного  пресса;

-  для  укрепления  мышц  спины;

-  на  улучшения  гибкости  позвоночника;

-  для  развития  выворотности  ног;

-  для  развития  танцевального  шага.

 

4. Элементы восточной пластики.

Скрестный шаг.

Скольжение.

Поворот на три точки.

Шаг «Ножницы».

Приставной шаг.

Арабеск.

- «Волна».

Тряски:

- крупная тряска бедрами;

- «Бисер». Мелкая тряска на прямых коленях;

- «Пружинка».

Движения с шалью:

- вращение. «Облако»;

- «Шатер»;

- «Бабочка»;

- «Крылья бабочки»;

- «Рукава». Танцевальные связки.

 

5. Постановочная  и  репетиционная  работа.

 Постановка танцев, отработка  слаженности, синхронности исполнения танцев, создание сценических элементов костюмов. Концертная деятельность.

 

1.4.Планируемые результаты

 

          Личностные:

  1. Формирование культуры самореализации и самопрезентации личности, готовность и способность адаптироваться в современном обществе;

2.      Развитие  художественного вкуса, общих творческих способностей – любознательность, оригинальность и гибкость мышления, способность к прогнозированию, концентрации внимания, творческое восприятие;

3.      Развитие  и ценность формирования имиджа и статуса образцового коллектива через участие в творческих конкурсах различного уровня;

4.      Сохранение и укрепление физического  здоровья, эмоционального благополучия детей.

         Метапредметные:

1.      Развитие творческого мышления, овладение приемам самостоятельной и коллективной работы;

2.      Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  1. Формирование  базовых знаний, навыков для осуществления самостоятельных проб по созданию элементов костюмов и осуществления постановочной деятельности.

Предметные:

1.      Формирование знаний в области хореографического искусства;

2.      Приобретение навыка исполнительского мастерства.

 

 

   После прохождения «стартового уровня» (1 год обучения)  у обучающихся будут сформированы:

личностные результаты:

- навыки культуры общения;

- творческая активность, интерес к хореографии;

- трудолюбие;

- положительная мотивация к здоровому образу жизни.

метапредметные результаты: